Стало очевидным, что в последние годы отмечается задержка речевого развития детей по сравнению с предыдущими поколениями. Это замечают и родители, и, конечно, педагоги. Дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. И речь идёт о большинстве детей. Всё реже встречаются малыши с речевым развитием, соответствующим ранее принятым нормам.

Причины ЗРР (задержки речевого развития) разнообразны, но их условно можно разделить на две группы (по О.Е.Грибовой):

  • Несовершенство условий воспитания и педагогические ошибки;
  • Недостаточность сенсомоторной или неврологической базы речи ребенка.

Необходимо обратить пристальное внимание на детей с неврологическими расстройствами. Данной категории детей крайне необходима помощь врачей-неврологов, невропатологов. Своевременное оказание медицинской помощи детям с ММД, ППЦНС, СДВГ и прочими диагнозами, которыми пестрят медицинские карты наших малышей, позволяет устранять большинство речевых нарушений даже без помощи логопеда. Если вы считаете, что основания для беспокойства есть, все же проконсультируйтесь у логопеда.

Однако хочу обратить внимание на тех детей, у которых нет проблем со здоровьем, а речь задерживается.

Если внимательно понаблюдать за ними, то в глаза бросается тот факт, что они менее охотно пользуются речью. Современные дети в большинстве своём слишком мало используют речь в общении с близкими взрослыми. Чаще они смотрят телепрограммы, которые не требуют ответа. Или «залипают» в родительском телефоне. Быстро овладевают гаджетами и уже не нуждаются в реальных впечатлениях. В виртуальном мире весело и интересно, доступ к нему прост, т к взрослых вполне устраивает тихо сидящий малыш, никому не доставляющий беспокойство.

Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда ребенок не только слушает чужие слова, но и отвечает другому человеку, когда он сам включен в диалог. На вопрос: «В какие игры вы играете дома?» родители отвечают: «Он(а) играет». Ребенок играет один, а для того, чтобы ребенок заговорил, необходимо, чтобы речь была включена в его конкретные практические действия, в его реальные впечатления и, главное, в его общение со взрослыми. Речевые звуки, не обращенные ребенку лично и не предполагающие ответа, не побуждают к действию и не вызывают каких-либо образов. Они остаются «пустым звуком». Происходит затормаживание психических процессов таких, как память, воображение.

Я не сторонница радикальных мер, таких как полный отказ от гаджетов, просмотра телепередач. Все зависит от того, что и сколько смотрит малыш, предоставлен ли он сам себе или делает это под мудрым руководством родителей.

Как отучить ребенка от гаджетов

1. Пересмотреть взаимоотношения с ребенком, проанализировать сколько времени вы проводите вместе каждый день и как вы общаетесь, доверяете ли друг другу, делитесь ли своими переживаниями. Если у ребенка лучший друг электронное устройство, скорее всего, родители не являются его друзьями.

2. Найти замену. Надо найти альтернативу и занятие по интересам, от чего у ребенка будут «гореть глаза».

 3. Общение вживую. Можно придумать правило: пришел домой – отложи телефон.

4. Быть примером. Важно начать с себя и подумать какой пример взрослые показывают своим детям. Образ жизни родителей, проводящих время с планшетом или компьютером, может способствовать формированию у ребенка убежденности в значимости и важности данного вида деятельности и принятии его в качестве примера для подражания.

5. Приучать к ответственности. Договориться с ребенком о определенном времени просмотра мультфильмов, даже если родителей не будет дома.

 6. Играйте с детьми в настольные игры — эти моменты останутся в памяти ребенка. Дети, играя с Вами в настольные игры, будут играть со своими детьми.

(Источник: http://logoportal.ru/vliyanie-gadzhetov-na-razvitie-rechi.html)

Так что выбор за вами, уважаемые взрослые, дать возможность ребенку полноценно развиваться или понадеяться на то, что всё как-то образуется само собой.

С уважением, учитель-логопед Иткина Наталья Николаевна.